Оценка предприятий и бизнеса
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА?
В настоящее время, в условиях рыночной экономики, сделки во многом совершаются на «свой страх и риск». Конечно, и продавец и покупатель хотели бы заранее знать о будущем результате и о цене интересующего их объекта. Однако, узнать рыночную цену можно только в итоге заключённой сделки. Но в основе рыночной цены, которая является результатом согласования условий сделки продавца и покупателя, лежит внутренняя величина – та стоимость, которая, будучи в условиях конкурентного рынка количественно определенной, представляет собой рыночную стоимость. Именно её чаще всего и определяет оценщик.
Для оценки стоимости бизнеса оценщик использует информацию от Заказчика, информацию из внешних источников, сведения об общем состоянии рынка, а также того сегмента, на котором «торгуется» оцениваемый объект. С помощью этих данных устанавливается величина, которая выражает в денежном эквиваленте затраты на создание объекта, а также производимый им доход и сопровождающие этот доход риски. Эта сумма может совпадать с ценой, но может от нее и отличаться.
Оценка предприятия занимает особое место в оценке. При оценке бизнеса объектом является деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие – это имущественный объект и определенная структура организации хозяйственной деятельности по производству и (или) реализации продукции, работ и услуг. Предприятие представляет собой имущественный комплекс, имеет самостоятельный баланс, права юридического лица, счета в банках (расчётный или иные). Бизнес – любой разрешенный законом вид деятельности, приносящий доход или другие выгоды.
ЦЕЛИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятие (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 ГК РФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате, потребность в оценке предприятия необходима в следующих целях:
- повышения эффективности текущего управления предприятием;
- купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
- принятия обоснованного инвестиционного решения;
- купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;
- установления доли совладельцев в случае подписания (расторжения) договора или смерти одного из партнеров;
- реструктуризации предприятия;
- разработки плана развития предприятия;
- определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
- страхования, в процессе которого возникает необходимость вычисления стоимости активов в преддверии потерь;
- налогообложения;
- принятия обоснованных управленческих решений;
- инвестиционного проектирования развития бизнеса.
При оценке предприятия рассматриваются три подхода, являющиеся исходя из Федеральных стандартов, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности. Каждый из этих подходов приводит к получению различных ценовых параметров:
Имущественный подход заключается в том, что стоимость предприятия определяется из стоимости самого предприятия. Такой подход определяет фундаментальную, внутреннею стоимость предприятия (бизнеса), созданную действующим предприятием.
Сравнительный подход основан на информации об уже совершенных сделках, имеющих официальное открытое опубликование (биржевой рынок) или на информации о сделках с внебиржевого рынка (данные реестродержателя, информационные массивы).
При оценке стоимости бизнеса по доходному подходу, необходимо исходить из принципа ожидания собственника, согласно которому владение предприятием приносит владельцу доход и выгоды от продажи. Доходный подход может основываться на анализе чистой прибыли действующего предприятия.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ, ЗАПРАШИВАЕМЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)
Общая информация о предприятии (Устав, выписка из единого государственного реестра юридических лиц, генплан площадки, занимаемой под производственную деятельность предприятия, организационная структура предприятия, справка с указанием: основные виды деятельности; численность работающих, справка с указанием следующих сведений: о начисленных и фактически выплаченных дивидендах на доли участия рассматриваемого предприятия за три последних года; о структуре уставного капитала рассматриваемого предприятия с перечислением учредителей (участников) и размеров их вкладов и др.).
Бухгалтерские данные о предприятии.
Сведения об основных средствах, дебиторской задолженности и т.д.
Данные о текущей деятельности и прогнозные данные о предприятии (виды выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, действующие тарифы, цены по видам продукции, работ, услуг, физические объемы выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг по их видам, имеющиеся инвестиционные проекты (бизнес-планы) и др.).
Для того, чтобы оценка стоимости бизнеса была эффективной, оценщик должен провести грамотный анализ финансового состояния оцениваемого предприятия, понять, насколько полно используются его возможности на данный момент, и какие резервы могут быть подключены для увеличения доходности бизнеса. Конечно, работу такой сложности стоит доверять только грамотным специалистам, которые способны реально гарантировать качество финансовой оценки предприятия. При заказе оценки бизнеса не стоит соблазняться сжатыми сроками и минимальными ценами. Доверяйте только настоящим профессионалам – они застрахуют вас от финансовых потерь, связанных с неточностью малопрофессиональной оценки.